К 85-летию Новосибирской области
Мы предлагаем вашему вниманию воспоминания заслуженного ветерана профессионального технического образования, выпускника профессионального училища №1, Виктора Константиновича Болохонова. Его яркое эмоциональное повествование о своём детстве и юности, об обучении в одном из первых профессиональных училищ, в деталях знакомит нас с непридуманными приметами эпохи.
Виктор Болохонов родился 14 мая 1935 года в селе Бобровиченск Пихтовского района Новосибирской области ныне Колыванского района Новосибирской области. Отец Константин Никифорович был председателем Усть- Тоинского сельского совета ,затем председателем колхоза им. Карла Маркса. Мать Анна Игнатьевна занималась крестьянским трудом, воспитывала детей. Отец ушел на Великую отечественную войну .Пропал без вести в 1943 году. Мать умерла от болезни в 1943 году. С 1947 года Виктор воспитывался в детском доме. В 1950 году , после выпуска из детского дома, был направлен на обучение и поступил в РУ-2.
Жестокая война коснулась каждой семьи, каждого человека. Более 20 млн солдат не вернулись домой с войны. Мамы многих таких семей не выдержали душевных потрясений, болезней, тягот тыловой жизни, голодного существования. Дети оставались одни, сиротами. Я, к сожалению, из такой семьи. Мне было 8,5 лет, а сёстрам 12 и 15, когда не стало наших родителей.
И мы не знали, как нам жить. В течение двух с половиной лет мы боролись за жизнь: подбирали жмых, припасённый отцом для скота. С нетерпением ждали весны. И вот, наконец-то, она, долгожданная, наступила!
Пригрело солнце! Появились первые проталинки. И мы, ребятишки, искали на огородах картошку, случайно оставленную в прошлом году. Находка считалась большой удачей – мы снимали кожуру и тут же ели! Вскоре появлялась крапива и другая трава. Но так долго не могло продолжаться и меня определили в детский дом. Это было спасением.
После окончания 6-и классов нас, 15-летних, определили по ремесленным училищам в Новосибирск на трудоустройство. Каждого наделили чемоданом – туда положили костюм, рубашечки, многое другое - это было наше приданое и началом определения нас в одно из профессиональных училищ.
На мою долю выпало РЭУ-2, относящееся к заводу имени В.Чкалова. Затем его перепрофилировали в профессиональное училище №1. Сегодня же – три профтехучилища объединены в Новосибирский Авиастроительный лицей.
В 1950 году страна ещё не оправилась после войны. Прошло всего пять мирных лет – потребностей не счесть. Нам выдали всю новенькую одежду: жилет, бушлат, гимнастёрку, брюки, обувь - поставили на полное гособеспечение. Мы прекрасном настроении. Начало хорошее.
Все эти годы с нами занимался мастер производственного обучения Фёдор Никитич Самойлов - подбирал нам одежду, менял её на складе, если не подходила. Он приучал нас к себе своим вниманием и добротой. Группа детдомовцев казалась пчелиным роем, стоит только встревожить её, как сразу может показаться жало.
Занятия начались 1 октября 1950 года. На первом построении присутствовало более пятисот человек. Учить будут профессиям слесаря, токаря, фрезеровщика, электромонтажника, монтёра, кузнеца. Восхищению нет предела! Вот это масштаб!
Я хорошо учился в общеобразовательной школе и директор детдома посоветовала мне продолжать общеобразовательное обучение в вечерней школе. Таким образом, я учился сразу в двух местах: в школе и в училище. В школе получали образование уже взрослые люди и ко мне, 15-летнему мальчишке, они относились ко мне доброжелательно и, даже сочувственно.
Поселили нас в архитектурно –барачном ансамбле на остановке Трикотажная. Сейчас – это Северная гостиница. Барак представлял собой узкое жилое строение, вдоль длинного коридора по обе стороны располагались двери, ведущие в наши комнаты. Бараков было огромное множество и все они, как две капли воды были похожи друг на друга – немудрено и заблудиться. В нашей группе С-16 (слесарей-сборщиков) было 30 человек. Все детдомовцы и только у одного из нас была мама. У остальных родителей отняла война.
Начались очень интересные занятия. Особое место заняло производственное обучение. Каждая слесарная операция подолгу и тщательно отрабатывалась – из нас хотели сделать хороших мастеров. Казалось бы, груда металла – что тут хитрого -направляй зубило и бей молотком! Не тут то было! Тиски зажимали деревянные бруски и в первый день отрабатывали правильность и точность удара, а потом только рубка металла. У меня левая рука около указательного пальца была избита – шрамы до сих пор видны
На своего мастера Фёдора Никитича мы смотрели широко открытыми глазами. Вот это умелец! Всем успеет показать трудовые движения… Металлы рубил - одно загляденье!
Напильником уверенно устранял завалы, если у нас не получалось! Нам очень нравилось, когда он подходил к нам, но в то же время тревожились – не найдёт ли изъянов в нашей работе! Очень хотелось быть похожими в работе на Фёдора Никитича. И поэтому на практике шаг за шагом мы учились использовать правильные приёмы, добиваться необходимой точности обработки.
Мы полюбили свою профессию и гордились тем, что учимся в училище при авиазаводе им. Чкалова и будем участвовать в изготовлении крылатой машины.
Часто Фёдор Никитич, особенно в первое время приходил к нам утром в барак, делал подъём и мы всей группой вовремя строем дружно шли в училище на завтрак. Или встречал нас и провожал в столовую, а потом на занятия. Перед каждым уроком со звонком группа строилась у кабинета, а староста или дежурный докладывал преподавателю о готовности к учёбе.
Через несколько месяцев вся группа собралась в одной из комнат и устроила негласный совет, на котором решили во всём стараться и не подводить мастера. И старались! Но на деле всё было сложнее, однако наша группа по учебным показателям была среди лучших.
Училище было первым после школы учебным заведением, где мы соприкоснулись с техническими предметами. Каждый урок приносил нам новые открытия. Дома выполняли рисунки по спецтехнологии, графические работы по черчению.
Знания, полученные здесь, мне пригодились в будущем на занятиях в других учебных заведениях. И, где бы я ни учился впоследствии, в памяти всегда всплывали уроки в ремесленном училище.
Я всегда с душевной теплотой вспоминаю своих учителей и наставников. Фёдор Никитич не спускал с нас глаз. Например, строго-настрого наказывал не прыгать на ходу из вагона трамвая. Двери трамваев были тогда деревянными, и, как правило, не закрывались, а свободно болтались. Трамваи были двух и трёхвагонными. От училища до остановки Трикотажная мы часто подъезжали на трамвае. Мало того, некоторые ребята, чтобы не идти пешком оставшиеся 300 метров, подкатывались и спрыгивали напротив своего барака. Один мальчишка из нашей группы попал под вагон, его зацепило страшным железным колесом и он остался без ноги. Вот такой бедой обернулось простое непослушание!
Отдельные требования нам не нравились, например, стрижка наголо, маркировка шинелей и бушлатов. В их петлицы мы должны были вставлять отштампованные буквы и цифры, означающие номер училища. Наш номер был –РЭУ-2.И мастер должен был применять настойчивость, большие усилия, чтобы всё это выполнялось. Ранние ужины, в 17 часов нам были неудобны, так как вечером нам снова хотелось есть. Перед сном было обязательно всеобщее исполнение гимна Советского Союза. Длинный коридор как- будто специально был предназначен для этого. Все выстраивались во всю его длину и исполняли гимн. Из-за занятий в вечерней школы я приходил позже, когда некоторые ребята уже спали или ложились спать. Если же приходил раньше, то сразу подхватывал: «Знамя советское, знамя народное пусть от победы к победе ведёт!» Я всегда не высыпался и всё время клевал носом. А пацаны меня поддразнивали: «Витька! Спать хочешь?»
Неизгладимый в памяти эпизод летнего времени. Стоит жара, неподвижен душный воздух. Нам хочется освежиться, искупаться, тем более, что на нас всегда – неизменная форма: плотная гимнастёрка и такие же брюки. Обь далеко и недоступна! Что же делать? Да вот же речка Каменка прямо за садом Дзержинского - мы нашли более широкое и глубокое место – купаемся! Да вот только грязи полно! Фёдору Никитичу , конечно, стало всё известно, но он не только нас не отругал, а организовал поездку за город всей группы к реке Иня с ночлегом. Мы получили неслыханное удовольствие – купались до глубокой ночи. На берегу были выставлены дозоры из наших ребят. Всё прошло благополучно.
Мы очень благодарны Фёдору Никитичу – он заменил нам отца и мать.
Перед началом второго года обучения, в середине августа, меня отправили по путёвке в санаторий. Ехали 4 дня и 4 ночи до города Жданова(Мариуполь), который расположен на Азовском море. Приняли нас там приветливо. Белые роскошные здания, всё блестит чистотой и уютом. В столовой – вкуснейшие щи – наливай сколько хочешь! Котлеты с гарниром, салаты и белый-белый хлеб! Тот, который всему голова – сказка! Да за что мне такая награда? Видимо за мытарства, которые перенёс в послевоенные годы в борьбе за выживание, за прилежание в учёбе и за обещание себе самому: «Никогда и нигде не приносить людям зла, не доставлять огорчений!»
Прожили месяц. На обратном пути, чтобы угостить ребят купил два ведра яблок. Я им рассказал, что видел дома, разрушенные войной и паутину колючей проволоки, которую ещё не успели убрать. Прошло ведь всего 6 лет после окончания войны.
Жизнь в училище разнообразили спортивные кружки, видимо были и другие, но нам приглянулись именно спортивные. Я, как парень небольшого размера по росту и весу, записался в боксёрский. И никто не возразил – жалко что ли! На втором году обучения в барак привезли биллиард и мы заигрывались до позднего вечера.
Сейчас, с позиции взрослого человека, я смотрю, какая же отдача требовалась от мастеров: постоянный пригляд за мальчишками и работа с группой.
С приближением праздников Октябрьской революции и 1 мая начиналась строевая подготовка для участия в параде на площади имени Ленина. Вот уж где была муштра! Сначала учились после учебных занятий возле училища, а затем генеральная репетиция – на площади Свердлова. В день праздника рано утром мы всем училищем идём в сторону центра от Каменской до площади Свердлова, разворачивались там и парадным маршем шли до площади Ленина. Перед трибуной чеканили шаг – впереди эмблема училища. Незадолго до выпуска мне сообщили, что буду направлен не на завод, а в индустриальный техникум в город Куйбышев, где готовят мастеров производственного обучения. Я упорно начал готовиться к вступительным экзаменам. Училище подготовило документы, в том числе характеристику. Она до сих пор сохранилась. Но перед отъездом в Управлении профессионального образования получил отказ, сказали, что нет мест.
Есть такая пословица: «Не думал не гадал, как в беду попал», но тут была не беда, а скорее огорчение. Как-то июльской ночью раздался какой-то нечеловеческий вопль, мы все повыскакивали из своих кроватей, ничего не понимая. Выбегаем в коридор и видим, что дверь в камеру хранения настежь открыта, а все оставшиеся от ограбления вещи валяются на полу. А дежурная после сладкого сна в своё оправдание ревёт, что есть мочи. Мой чемодан больше всего приглянулся грабителям и они его забрали целиком вместе с вещами. Как же поднялась эта грязная рука на вещи детдомовцев – нет моего приданого! Но осталась же моя родная шинель и вещи, которые были на мне – так что живём, братва!
21 июля 1952 года мы успешно сдали выпускные экзамены, мне присвоили 5 разряд, в аттестате – пятёрки.
А как дальше сложилась моя судьба?
Поработав на заводе 4 года, я поступил в техникум на дневное отделение, а затем во второй раз и навсегда породнился с системой профессионального образования – поступил в училище №5 и проработал там все оставшиеся 32 трудовых года. Закончил вечернее отделение института. И, где бы я ни находился всегда меня заносило в круговорот общественной жизни. Вот и сейчас состою в областном Совете ветеранов.
С уважением к вам, Болохонов Виктор Константинович, выпускник профессионально-технического училища 1952 года прошлого века.
Фотографии, использованые в материале(кроме первой и последней), являются историческими иллюстрациями к рассказу В.К.Болохонова
«Думай, дерзай, твори»!
Золотой фонд профтехобразования
У Александра Борисовича Ламанина, мастера производственного обучения Новосибирского авиастроительного лицея, вот уже 40 лет нет ни одной свободной минуты. Весь его день расписан, регламентирован и выверен
Его невозможно увидеть праздно шатающимся по лицею – только за станком и рядом с пацанами, которым он тихим голосом что-то объясняет, показывает.
Ровно 40 лет назад, в феврале 1982 года, он пришел работать в 21 училище преподавать мальчишкам токарное дело и … за вдохновенной творческой работой не заметил, как пролетело время. Он стал лучшим в своей профессии, его наградили знаком «Отличник профессионального образования РФ», грамотой мэра Новосибирска за подготовку профессионалов в городском конкурсе профессионального мастерства по профессии «Лучший токарь» 2016-2022 гг., восемь лет подряд он со своими учениками брал во всех конкурсах только первые места.
К февралю 2022 года у Александра Борисовича – уже 20 выпусков студентов, которые получили профессию из его мастеровитых рук.
Сегодня таких педагогов как Александр Борисович Ламанин, коллеги считают золотым фондом профтехобразования!
Слагаемые успеха
Главным секретом успеха Александра Борисовича Ламанина является его преданность любимому делу на протяжении всей жизни. Так сложилась судьба, что именно профессия токаря была ему интересна всю жизнь. Даже в армии, куда его призвали после окончания училища, он служил по специальности токарь-водитель. Поэтому, когда он пришёл преподавать в училище № 21, главная линия жизни в его судьбе совсем не изменилась. Он всё так же занимался любимым токарным делом, только с каждым годом набирал опыт, понимание, как научить своему делу лучше, придумывал уникальные приспособления, помогающие обучать профессии на основе различных интересных изделий.
«Они приходят и вообще ничего не знают о профессии токаря. А ведь управление токарным станком – это не просто «нажал на кнопку и за тебя всё сделает станок». Здесь важно и здоровье, и особенности личности. Я начинаю с того, что заставляю их думать, это очень важно. Конечно, и медведя, как говорят, можно выучить ездить на велосипеде, но думать его вряд ли научишь. Это – свойственно именно человеку, и думающий токарь всегда сможет сделать деталь качественно, быстро и без брака» - уверен Александр Борисович.
Свобода творчества
У Александра Борисовича есть «свободные уроки», на которых ребята могут реализовать свои, так сказать, профессиональные фантазии. Конечно же, в пределах разумного, соблюдая технику безопасности. То есть, свобода творчества, но под контролем. Они имеют возможность выточить шахматную фигурку, например, шарик или какое-то красивое изделие, отнести это домой, показать родителям. И пацаны гордятся тем, что чему-то уже научились.
Александр Борисович немногословен. Но ему, человеку дела, ничего и не нужно говорить. За него «говорят» его руки, они учат, как грамотно изготовить деталь, для кого-то первую.
«Я помню каждого студента из своей первой группы, которую принял как куратор после того, как отслужил армию. Я и сам был ненамного старше этих пацанов, всего года на три. Но держать в группе дисциплину мне помогла именно армейская закалка».
Само собой: трудно ослушаться пусть и молодого куратора, который закончил службу командиром отделения! И хотя Сашка Шапошников, староста группы, был здоровенный, под два метра ростом, даже он слушался невысокого Ламанина как миленький. Нужно сказать, что ни разу за всю свою преподавательскую деятельность Александр Борисович не повысил голос ни на одного своего ученика!
«Вся гордость учителя - в учениках» (Дмитрий Иванович Менделеев)
Результат труда учителя проявляется не сразу, а через определённое время. Скажем, токарь выточил деталь и уже видит итог своей работы. А учитель?
«Был у меня такой ученик – Гришка Касьянов, пришёл в училище даже без после семи классов - прогуливал, на теорию вообще не ходил, кое-как выпустился. Случайно, от его мамы, которая работала у нас преподавателем, узнаю: через 10 лет этот Гришка получил звание Героя Социалистического труда!..»
Вряд ли это можно назвать случайностью. И именно из-за того, что труд педагога проявляется много лет спустя. Разве упомнишь за столько лет работы как мастер направлял на путь истинный нерадивого ученика? Можно только предположить, сколько суперпрофессионалов он воспитал.
На вопрос, сразу ли находят работу выпускники училища, его ученики, Александр Борисович отвечает однозначно: «Да конечно! Их разбирают, как горячие пирожки, - сразу после практики на Чкаловском заводе. Даже они ещё не успели закончить, а их уже просят остаться. Востребован сегодня тот, кто действительно имеет стремление учиться. Надо отметить и то, что именно в своей первой профессии остались немногие из его воспитанников. Но не потому, что их плохо учили – наоборот. Они выросли, набрались жизненного опыта, многие из них пошли дальше и получили высшее образование, но ... «рученьки помнят токарный труд», помнят, чему учил заслуженный мастер производственного обучения Александр Борисович Ламанин.
Он говорил простые, но правильные, понятные слова: «Крепко подумай, прежде чем приступать к работе. Никогда не бойся, что у тебя что-то не получится. Предпринимай, пытайся, дерзай! Ведь если ты будешь бездействовать, шансов что-то изменить в жизни, чего-то добиться не будет никогда».
_____________________________________________________________
Надежда Николаевна Бектяшкина работает преподавателем специальных дисциплин высшей квалификационной категории вот уже более 40 лет. Грамот и поощрений – не перечесть!
За свою педагогическую деятельность Надежда Николаевна неоднократно награждалась грамотами Губернатора Новосибирской области (2008), Благодарственным письмом главы администрации Дзержинского района (2011). Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ (2005), памятной медалью за вклад и развитие ПТО Новосибирской области (2012), Почётной грамотой Минтруда НСО (2012). В 2015 году получила Нагрудный знак «Почётный работник профессионального образования Новосибирской области». Имеет звание «Ветеран труда» (2009 г.). Благодарственные письма мэрии г. Новосибирска вручены ей за победу в городском конкурсе профессионального мастерства «Лучший токарь» с 2016 по 2022 год.
Учительство — это призвание
За этими наградами стоит труд педагога - незаметный, иногда неблагодарный. Этот труд не измеришь так, как можно измерить деталь, изготовляемую на станке. Каждый день наполнен кропотливой работой – обучением и воспитанием подростков. Неизвестно, каким будет результат через много лет, кем станет твой ученик, состоится ли в жизни, но мальчишек, которые постигают азы профессии, не обманешь: если каждый день смотришь им в глаза, то не можешь соврать.
С особенным теплом вспоминает Надежда Николаевна случайную встречу со своим воспитанником, Андреем Сорокиным, который благодарен своему педагогу за то, что не выпустила из рук, направила по нужному пути. Он и сейчас работает по профессии слесарь. Женат, счастлив – состоявшийся взрослый человек! Вспоминает и Абаза Алиева – мальчишка знал, чего хочет! Три года был старостой в группе, правой рукой куратора. Сейчас работает в 17 цехе на заводе им. Чкалова. Хороший специалист всегда будет востребован.
Сегодня за её спиной - целая армия выпускников, невозможно подсчитать сколько. «Очень много рабочих-слесарей, которые идут на завод. Кому-то интересно сделать круглую болванку, а кто-то любит с напильничком, с отвёрточкой,» - делится Надежда Николаевна своими воспоминаниями об учениках.
Все эти ребята, за редким исключением, нашли свою дорогу в профессии, а значит и в жизни, твёрдо стоят на ногах. И, конечно, невозможно забыть их глаза, которые с доверием смотрели на своего педагога.
А тогда, в далёком 1983 году, приходила она с работы из своего училища № 1, куда была направлена после окончания Магнитогорского горно-металлургического института им. Г.И. Носова, как молодой специалист. Здесь она работала мастером, иногда и плакала, потому что совсем ненамного была старше своих учеников, которых должна была воспитывать, учить ремеслу. Рослые парни снисходительно смотрели на хрупкую девушку, растерянно стоящую перед ящиком «железяк».
«Я не могла сделать строгое лицо или продемонстрировать «командный голос», но, когда стала мастером, взяла в руки молоток и мне показалось, что дети стали меня воспринимать меня по-другому.
Премудрости недевичей профессии
Помог и Николай Гаврилович Никулин - старший мастер. Он учил нас, двух молодых подружек, как держать в руках молоток, как работать зубилом, как правильно сверлить. Нынче и сама-то по себе профессия мастер производственного обучения стала очень редкой, а женщина в этой профессии – прямо «диво дивное».
Николай Гаврилович показал нам пошаговый алгоритм технических работ, научил прочим премудростям реального слесарного дела – в институте этого не проходили. До 9 вечера сидела, изучала. А за окном - май, жара! Все на пляж, а я - на работу», - вспоминает Надежда Николаевна.
Совсем немного времени оставалось на личные увлечения – занятия народными танцами, спортом. Но при всём этом ни разу не возникало мысли о том, чтобы поменять работу!
«Работа мастера – тяжёлая ответственная работа. Постепенно пришёл опыт, появился авторитет у детей. И при всём этом ни разу не возникало мысли о том, чтобы поменять работу»!
Преданность одному, главному делу
С 1981 года Надежда Николаевна Бектяшкина работает на одном месте - там, куда её распределили сразу после окончания института. Сначала - мастером производственного обучения, затем - преподавателем специальных дисциплин высшей квалификационной категории.
Её уникальный опыт позволил ей разработать программы учебных дисциплин и профессиональных модулей по профессиям «Слесарь», «Контролер станочных и слесарных работ», «Станочник». А также - создать электронные контрольно-оценочные материалы для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний учащихся в программе iSpring QuizMaker, разработать программы профессиональной подготовки и дополнительного образования для филиала Компании «Сухой», Новосибирского авиационного завода им. В. П. Чкалова. Что неудивительно: всё-таки, 41 год в профессии, это и преданность, и знания, и патриотизм!